Бобат-терапия: как проходит занятие
Как проходит занятие?
Автор статьи Е.В. Аронскинд, невролог, неонатолог, директор МЦ "Здоровое детство"
С самого начала воздействия все движения управляются руками методиста-кинезиотерапевта (кинезио - переводится как движение, т.е. кинезиотерапевт - специалист, лечащий движением), который руководствуется тремя сферами контроля движения и позы: голова, плечевой пояс, тазовый пояс. При Бобат- терапии пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы - в основном так называемые реакции выпрямления (головы по отношению к телу и наоборот). При умелом провоцировании рефлексов выпрямления удается провести ребенка через все естественные позиции - от лежания, через положение на четвереньках, сидя, на корточках и до позиции стоя и таким образом посредством многократного повторения научить ребенка всем необходимым движениям нормального двигательного цикла развитого здорового ребенка.
Все движения выполняются медленно с выжиданием активного сотрудничества пациента (иногда может пройти 5-10 минут до момента осуществления ребенком вызываемого движения). Важной группой рефлексов, используемых по методике Бобатов, являются реакции равновесия. Реакция равновесия - автоматическое принятие положения с вертикальной установкой головы и горизонтальной установкой линии рта. При изменении этой позиции существует естественное стремление к ее восстановлению. Ребенок, восстанавливаемый таким способом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития. Поэтому методика Бобат-терапии подходит для детей, имеющих нарушения равновесия (астатическая форма ДЦП, органические повреждения ЦНС и др.).
После многократного повторения по принципу становления временных связей, закрепляются рефлексы и навыки, приближенные к нормальным, а также приближенное к нормальному мышечное напряжение. Таким образом, ребенок учится двигательным навыкам и у него происходит снижение мышечного тонуса.
Обязательно, с точки зрения авторов методики, упражнения должны выполняться индивидуально, в медленном темпе, причем методист (или мать) находится с ребенком один на один (условие внимания) при хорошей психической атмосфере. Упражнения следует совместить с игрой. Можно их и обогатить, соединив с обслуживанием ребенка и благодаря этому продлить на весь день.